Генеральний план „Ост”

Текст виступу в ефірі Кіровоградської обласної телерадіокомпанії
28.10.2013 року

Вадим Петрович Колєчкін,
к.і.н.,провідний науковий співробітник відділу археографії та використання документів

(Усі авторські права на матеріал захищено.
При передрукуванні та використанні матеріалу
посилання на Державний архів Кіровоградської області обов'язкове)

„Остававшиеся в течение столетий спорными Восточные области окончательно присоединены к Рейху силой немецкого оружия. Отныне первостепенной задачей Рейха становится превращение этих территорий в кратчайший срок в полноценные рейхсгау (имперские округа). Первой предпосылкой к этому является заселение сельской местности и создание здорового крестьянства....

б) Исходя из имеющегося опыта, успех поселения будет в решающей степени зависеть от создания на территории всех заселяемых областей единой командной власти.

В уже присоединенных Восточных областях управление и контроль над проведением их заселения возлагается на рейхскомиссара по укреплению немецкой народности.

Остальные подлежащие заселению области в качестве [поселенческих] марок Рейха надлежит вывести из состава их нынешних государственно правовых и территориальных образований и на время их обустройства перевести в подчинение рейхсфюрера СС...

в) ... Рейх, представленный рейхскомиссаром по укреплению немецкой народности, получает безраздельное право распоряжаться всеми подлежащими заселению землями.

г) В отношении поселенцев действуют принципы отбора крестьян переселенцев с учетом опыта, полученного СС при русской и наследственно биологической селекции.

д) ... Наделение поселенцев поместьями производится в форме выделения им временных держаний, которые затем переходят во владение с правом наследования и, наконец, в собственность с особым статусом.....

Право распоряжаться землей принадлежит Рейху, представленному рейхсфюрером СС рейхскомиссаром по укреплению немецкой народности....

а) Рейх, представленный рейхсфюрером СС, рейхскомиссаром по вопросам укрепления немецкой народности берет на себя или поручает уполномоченным лицам обустройство поместных усадеб и приусадебных хозяйств, которые оснащает необходимыми постройками, инвентарем, скотом и запасами.

б) Необходимые при этом расходы должны, по возможности покрываться из доступных Рейху средств образовавшейся на территории новых Восточных областей имущественной массы...

в) Держатель поместья (крестьянин, ремесленник, собственник домов для сельскохозяйственных рабочих) получает его при поддержке Рейха. В качестве ответного обязательства он берет на себя погашение поселенческого долга, ..., ... который принципиально должен быть погашен при жизни одного поколения (33 года). ...

2. За владельцем крестьянского поместья признается право передачи по наследству собственности, полученной им в результате привлечения к обустройству на Востоке, в первую очередь, своим прямым потомкам. ... В зонах обеспечения безопасности границ, в которых непосредственно аграрным законодательством предусматриваются и оборонительные функции (в областях «Крестьянской обороны») дочери, при отсутствии сыновей, могут наследовать собственность только тогда, когда исполнение необходимых подворных повинностей будет гарантировано замужеством с мужчиной, способным к участию в «Крестьянской обороне»....

...надежное онемечивание городов невозможно без гарантий оседлости в них большей части экономически самостоятельного городского населения, большинства рабочих и служащих. ....

Онемечивание городов невозможно, если осуществлять его только служебными приказами, нарядами на работы или экономическими спекуляциями мигрирующего городского населения. Именно городское население должно найти на Востоке постоянную родину....

1. В городах также должна быть установлена монополия Рейха на землю, ...

2. Лица чуждых народностей не могут быть владельцами городских земельных участков....

Присоединение Восточных областей проводилось до настоящего времени следующим образом: после сравнительно непродолжительного времени военного управления в них вводилось общее гражданское управление: либо через полное включение новой единицы как регулярной в территориальную структуру Рейха (рейхсгау), либо через назначение главы гражданской администрации (Белосток). В обоих случаях в самом скором времени создавался административный аппарат внутреннего и особого управления, перенимавший соответствующие остальным территориям рейха задачи и методы управления.

В этих областях вопрос их заселения, в русле политики укрепления народности, является лишь частью задач общего управления. Задача онемечивания и удержания [территорий] стоит наряду с другими управленческими задачами....

На переднем крае борьбы немецкой народности с русачеством и азиатчиной можно выделить ряд территорий, играющих особую роль в решении задач Рейха. На этих территориях должны привлекаться не только средства государственной власти и ее организация, но в первую очередь, сам немецкий человек в качестве коренного населения для обеспечения жизнеспособности Рейха. В этом совершенно чуждом окружении немецкую народность следует укоренить в самую почву и обеспечить ее биологическое существование на долгий срок. Этими территориями являются в первую очередь Готенгау (Таврия и Крым) и Ингерманландия (Прибалтика). Кроме того, предлагается рассматривать и Мемельско Наревскую область в качестве таковой.

В этих областях задача заселения и онемечивания, как и вопрос охраны границ, настолько первостепенны, что общее управление территорией является частью задачи заселения. …

Верховная власть рейхсфюрера СС в марках

Поселенческую марку надлежит вывести из прежнего государственно правового территориального образования и на время обустройства подчинить непосредственно верховной власти фюрера в лице рейхсфюрера СС как рейхскомиссара по укреплению немецкой народности. Рейхсфюрер СС несет перед фюрером ответственность за онемечивание и обустройство территорий в соответствии с особой целью укрепления Рейха. После выполнения задачи поселенческие марки будут введены в состав регулярных территорий Рейха и переведены, с поправкой на некоторые особенности, в подчинение общей администрации.

Верховная власть рейхсфюрера СС в границах поселенческих марок включает законодательные, судебные и исполнительные функции. В силу того, что круг задач рейхсфюрера СС в отношении Рейха, германской народности и СС выходит далеко за рамки управления поселенческими марками, исполнение последних осуществляется одним из фюреров СС, который в рамках рейхскомиссариата является начальником центральной административной инстанции по следующим направлениям:

1. Политика заселения и его планирование

2. Отбор и привлечение поселенцев

3. Проведение заселения

4. Управление и финансирование

Организация поселенческих марок

а) В каждой поселенческой марке назначается гауптман марки (нем. Markhauptmann), ответственный перед рейхсфюрером СС за ход заселения.

б) Поселение делится на округа (нем. Kreis – прим. перев. ) и районы (нем. Amt – прим. перев. ). Гауптману марки подчинены

В округах: гауптман округа (нем. Kreishauptmann – прим. перев. )

В районах: амтман (нем. Amtmann – прим. перев. )

в) Задачи администрации гауптмана марки являются идентичными задачам центральной администрации.

г) Округа и районы не занимаются вопросами политики заселения и отбора поселенцев.

Направления деятельности

По пункту 1.

В вопросах политики заселения и планирования центральной администрации и администрации марки вменяется в обязанность разработка основных принципов политики заселения и основных положений плана заселения. В рамках этих политических установок, гауптманами округов проводится разработка планов для округов и согласование представленных амтманами планов по деревням.

По пункту 2. Задачу по отбору и привлечению поселенцев надлежит проводить в тесном сотрудничестве с округами на родине [в коренных территориях Рейха].

По пункту 3.

Руководство проведением заселения включает в себя организационные и технические вопросы заселения и обработки земель. Их техническая реализация может быть доверена физическим или юридическим лицам.

По пункту 4.

Администрации вменяется в обязанность обеспечение порядка и организация народнообщественной, экономической и культурной жизни на территориях поселенческих марок и их административных единиц; регулирование вопросов жизни и привлечения к работе народно чуждых сил; вопросы общей безопасности, посредничество в товарообмене между марками и Рейхом, а так же между самими занятыми Восточными областями; создание и поддержание общинных и прочих общественных учреждений, не основанных в ходе заселения (см. 3), а также все финансовые вопросы, включая выдачу грамот на право владения поместьем и контроль за соблюдением этих прав.

Все подчиняется принципу передачи ответственности сверху вниз.

На уровне Рейха, марки и округа отсутствует разделение власти на законодательную и исполнительную. Функции районной администрации (амтманы) имеют исключительно исполнительный характер.

Ход заселения

а) Заселение проводится с учетом изначального места проживания переселенцев. Как правило, добровольцы переселенцы из одного округа на родине образуют сельскую общину. Каждая такая сельская община возглавляется предводителем общины поселенцев (нем. Siedlungsfuhrer – прим. перев. ).

б) Предводитель обеспечивает сплоченность свой поселенческой общины, является ответственным за начало хозяйственного использования доверенных в его ведение обустраиваемых деревень и исполняет все необходимые административные задачи. Из числа предводителей поселенцев назначаются амтманы. Перед ним предводители отвечают за четкое выполнение задач.

в) Предводители поселенческих общин, амтманы районов, и гауптманы округов должны быть держателями поместий.

г) При соответствующей пригодности предводителю общины может быть доверено проведение заселения в качестве независимого предпринимателя.

Судопроизводство

При гауптмане марки, округа, амтмане района образуются суды, под председательством соответствующего представителя власти и состоящие из определенного количества проживающих на территории мужчин в качестве заседателей.

Судебные решения выносятся в соответствии с основными законами СС и действующим на территории марок правом.

Гауптманы марок подсудны суду СС и полиции.

Участие Рейха

Обустройство территорий требует идейного и материального участия коренных областей Рейха. Каждой области на родине следует взять шефство над, как минимум, одним восточным округом….

1. Ландшафтное обустройство включает в себя лесоразведение, формирование ландшафтов и агротехнические мероприятия. Посредством этого будет воссоздана родная и привычная для немецкого человека среда, только после чего станет возможным ведение сельского хозяйства по немецкому образцу.

а) Обустройство лесного хозяйства

… площадь лесопосадок должна быть доведена примерно до 11000 кв. км за счёт создания новых или восполнения старых.

б) Формирование ландшафта

Речь здесь идет, …, о посадке основных и полезащитных насаждений, …, а также посадке живых изгородей вдоль полей, засадке прибрежных полос, обрывистых склонов, бессточных низменностей и т.д. Эти мероприятия распространяются на все сельскохозяйственные угодья присоединённых Восточных областей общей площадью 55000 кв. км.

в) Агротехнические мероприятия

Почти 40% будущих сельскохозяйственных площадей и большинство зон лесопосадок подвержены заболачиванию. Поэтому … потребуется строительство большого количества кюветов, дренажей и т.д.

2. Создание сети путей сообщения и электроснабжения включает:

а) Дорожное строительство

Включает шоссе государственного значения, шоссе 1 го и 2 ого класса. Целью является достижение плотности дорожной сети Восточной Пруссии. …

б) Строительство имперских автобанов

На настоящий момент планом предусмотрено строительство, в первую очередь, двух трасс «Север Юг» и двух трасс «Восток Запад».

в) Железнодорожное строительство, включая узкоколейное

Наряду со строительством новых магистральных и второстепенных веток, необходимо прежде всего осуществить работы по расширению уже имеющейся сети железных дорог. Прежде всего, чтобы обеспечить всем необходимым преимущественно сельскохозяйственные районы, … предусмотрена постройка эффективной сети узкоколейных дорог. Эта сеть послужит для транспортировки материалов в период обустройства, и впоследствии при необходимости, может быть заменена на нормальную колею.

г) Гидротехника – приведение в порядок центральных водоотводов, строительство водных путей

Предусмотрено определение крупных водоотводов, что является необходимым условием для начала осуществления агротехнических мероприятий и заселения сельской местности. …

д) Строительство электрогенераторов и распределительных сетей

Включает в себя: монтаж больших и малых электрогенераторов (тепло , гидро и ветросиловых установок) и распределительной сети, подключение к общей сборной шине распределительных устройств Рейха, расширение областных сборных шин и распределение энергии по районам (вплоть до крупных сел), возведение трансформаторных подстанций. Предусмотренная плотность сети, равная плотности сети в Бранденбург Померании, будет (подобно сети дорог) более эффективна, чем в старых землях Рейха, поскольку обустройство поселений на присоединённом Востоке будет унифицированным.

3. Обустройство на селе охватывает:

а) сельскохозяйственное обустройство и оборудование сельскохозяйственных предприятий:

Заселение районов бывшего Царства Польского предполагает их почти полное обустройство заново. Заселение и очистка районов, до 1918 года принадлежащих немецкому Рейху, подразумевает глубокую перестройку, которая коснётся как минимум половины того, что там есть. Цель заселения определена рейхскомиссаром по укреплению немецкой народности в Общем положении за №7 от 26.11.1940. …

б) обустройство несельскохозяйственных предприятий, необходимых для снабжения населения

… в сельской местности должно быть возведено или заново переоборудовано примерно 40000 предприятий местного коммунального обеспечения.

в) обустройство сельских промзон

Здесь имеется в виду, прежде всего, промышленность, перерабатывающая продукцию сельского хозяйства … Их наличие желательно для поддержания экономической жизни в сельской местности.

в) строительство учреждений культуры в сельской местности

Включает сооружение домов общинных собраний, школ, штабов ГЮ (Гитлерюгенд), станций НСБ (Национал социалистской народной благотворительности), детских садов и помещений для физические упражнений.…

4. Промышленное обустройство Расходы этой статьи сложно определить. Если допустить, что в окончательном состоянии общая плотность населения будет составлять 80 человек/кв. км, то в промышленности дополнительно должно быть создано примерно 650000 рабочих мест. …

5. В городское обустройство включено:

а) городское жилищное строительство

Ввиду интенсивного «демографического обустройства» в присоединённых Восточных областях городское население будет составлять примерно 4,3 миллиона человек. …

б) обустройство городского коммунального хозяйства

Количество предприятий, необходимых для коммунального обеспечения городского населения, а также предприятий, удовлетворяющих как городские, так и сельские нужды, оценивается в 45000 единиц. Часть этих предприятий уже имеется, часть должна быть укрупнена, большинство предприятий должно быть создано заново. в) строительство культурных учреждений в городе Помимо объектов, которые будут строиться и на селе, сюда относятся также: средние школы, средне специальные учебные заведения, концертные и театральные залы, больницы. …

6. Подготовка к обустройству

Подобно большой стройплощадке обустройство на Востоке также потребует определённых подготовительных мероприятий. Под этим подразумевается отбор и учет рабочей силы, формирование работных команд и обучение части рабочей силы.

• сооружение промобъектов по производству стройматериалов (кирпичные заводы и др. подобные производства…

• строительство собственной сети узкоколеек для доставки материалов, …

• оборудование пунктов снабжения для работных команд, организация и текущее комплектование подвижных трудовых лагерей, закладка первых стройплощадок и т.д….

В целом, для покрытия инвестиционного спроса в распоряжении имеются следующие возможности:

1. Полное или частичное финансирование из общих средств регулярного имперского бюджета.

2. Полное или частичное финансирование из средств чрезвычайного имперского бюджета, то есть с использованием кредита, предоставляемого Рейхом.

3. Финансирование из отработок даннической повинности или репараций, взимаемых с побежденного противника, …

К пункту 3. (финансирование из взимаемых отработок даннической повинности и т.п.)

Из существующих здесь возможностей, в первую очередь, нужно рассчитывать на привлечение народно чуждой рабочей силы (например, военнопленных, пленных из числа гражданского населения или схваченных полицией). Также существует возможность введения всеобщей трудовой повинности вместо упраздненной в этих областях воинской повинности для народно чуждого элемента….

Чтобы, согласно основной мысли, рассчитывать при обустройстве в наибольшей мере на материальные ценности и народные силы самих заселяемых областей …представляется необходимым создать особый имущественный фонд рейхскомиссара в форме особых средств, которые должны составить:…

з) компенсации от использования народно чуждой и проч. имеющейся в распоряжении рабочей силы….

1. Обустройство лесного хозяйства

Здесь с помощью привлечения к неквалифицированному труду в составе работных команд военнопленных и др. народно чуждой рабочей силы при лесоразведении могут быть сэкономлены значительные средства. …

2. Формирование ландшафта

При формировании ландшафта наряду с использованием военнопленных и др. народно чуждой рабочей силы необходимо предусмотреть, также, привлечение членов общин к отработкам на общественных работах и гужевой повинности.

3. Агротехнические мероприятия

Здесь можно будет рассчитывать на медленное, но занимающее достаточно большой период времени использование средств. Возможно использование труда военнопленных. …

4. Дорожное строительство

Здесь, в случае необходимости, также возможно масштабное применение неквалифицированного труда военнопленных или низкооплачиваемой народно чуждой рабочей силы в составе работных команд.

5. Имперские автобаны

Здесь подошло бы финансирование из общеимперских средств в связи с обустройством общеимперской сети автострад. В остальном см. вышеуказанное в пункте 4.…

7. Водные пути и водоотводы

Здесь значительная часть необходимых трудозатрат может быть покрыта за счёт неквалифицированного труда военнопленных и т.п. в составе работных команд.

1. Так как, вероятно, после окончания войны возможности привлечения рабочей силы, в сравнении с денежными и материальными средствами, значительно сузятся, первоначально принят календарный план повременного использования рабочей силы.

2. Наряд рабочей силы обусловлен только спросом на нее на стройплощадках, что охватит преимущественно использование на неквалифицированных работах народно чуждых сил в составе работных команд. Сюда же относится рабочая сила, занятая на обустраиваемой территории вблизи стройплощадок их непосредственным обеспечением, например, на гравийных карьерах, кирпичных заводах, в мастерских и т.д., и состоящая, по преимуществу, также из народно чуждого элемента: ее численность первоначально оценивается в половину занятых на стройплощадках. Для управления, надсмотра, руководства и снабжения этих рабочих рук потребуется ещё около четверти от занятых на строительстве.

…На основании поставленных рейхсфюрером СС целей по онемечиванию в течение 5 лет после окончания войны сельских областей присоединённого Востока, возникает следующая очередность мероприятий по обустройству:

а) Подготовительные работы

…..К подготовительным мероприятиям относятся, разумеется, как прокладка необходимой для доставки материалов сети путей сообщения, сооружение кирпичных заводов, строительных предприятий, подведение к стройплощадками линий электропередач, так и формирование и обучение работных команд.

б) 1 я пятилетка (с 1 го по 5 й гг.)

Прежде всего должно быть начато обустройство ландшафта и сооружение различных сетей сообщения и снабжения, которые создадут предпосылки для остальных мероприятий по обустройству; время проведения этих работ распределяется довольно равномерно на протяжении первых 20 лет обустройства.…

в) 2 я пятилетка (с 6 го по 10 й гг.)

Целью сельскохозяйственного обустройства к концу 10 го года является достижение 70% состояния готовности. Главные усилия по обустройству смещаются в города, где готовность объектов должна достичь 60% конечного состояния.

г) 3 я пятилетка (с 11 го по 15 й гг.)

В пределах этого периода сельское и городское обустройство должно поддерживаться таким образом, чтобы с 16 го года инициатива в последующих проводимых мероприятиях до достижения окончательного состояния готовности лежала бы главным образом на собственных силах присоединённых Восточных областей. Это будет гарантировано в том случае, если сельское обустройство будет доведено до 90%, городское – до 80% и индустриальное – до 90% готовности.

д) 4 я и 5 я пятилетки (с 16 го по 20 й и с 21 го по 25 й гг.)

Объём работ обеих пятилеток постепенно переходит необходимому для покрытия обычных требований текущего ремонта, а также потребности в строительстве зданий и технических сооружений вследствие прироста народонаселения. С 26 го по 30 й гг. объем временно незаконченных сооружений будет несколько больше

ДОПОЛНЕНИЕ

Человеческий ресурс для онемечивания присоединённых восточных территорий

Задача по онемечиванию будет считаться выполненной в том случае, если, во первых, земля целиком и полностью перейдёт в немецкие руки, во вторых, когда владельцы собственного дела, чиновники, служащие, квалифицированные рабочие и их семьи будут немецкими. На основе изложенного в набросках регионального целевого планирования расселения и системы землепользования предполагается, что сельское население будет составлять около 2,9 млн чел., а городское – около 4,3 млн чел. Необходимой для онемечивания должна считаться следующая численность народонаселения: около 1,8 млн в сельской местности и около 2,2 млн чел. городского населения.

В основу программы по обустройству положено то, что онемечивание сельской местности должно быть завершено в течение первых 5 лет после начала обустройства, онемечивание городов в течение 10 лет, независимо от объёма, в котором может быть натурализована наличествующая народность (составление «Списков германского народа») и достигнут немецкий уровень производительности. По этой причине на настоящее время пока не может быть установлена необходимая дополнительные потребности в немецком человеке из коренных земель Рейха. Можно принять эту численность равной примерно 1,5 млн.

...

Задача распространения немецкой жизни на огромное пространство Востока ставит Рейх перед неотложной необходимостью поиска новых форм его заселения, которые привели бы в соответствие размеры этих территорий с количеством имеющихся на данный момент в распоряжении немецких людей.

В Генеральном плане «Ост» от 15 июля 1941 г. разграничение новых областей проводилось в расчете на 30 летний период их заселения. На основании указаний рейхсфюрера СС заселению подлежат в первую очередь следующие области:

1) Ингерманландия (Петербургская область),

2) Готская область – Готенгау (Крым и Херсонская область, ранее Таврия); ...

3) Мемель Наревская область (район Белостока и Западная Литва).

Эта область служит полосой обеспечения для присоединенных Восточных областей, и, кроме того, она является геополитической точкой пересечения двух больших направлений колонизации. Германизация Западной Литвы уже осуществляется путем возвращения туда местного населения немецкой народности («фольксдойче»). Представляется необходимым создать в этих трех областях особый правовой режим поселенческих марок (часть А, раздел III), так как они играют особую роль в решении задач Рейха на переднем крае борьбы немецкой народности.

Для установления прочной связи этих марок с Рейхом и обеспечения транспортного сообщения между ними предлагается построить вдоль главных железных и автомобильных дорог 36 опорных поселенческих пунктов (из них 14 в Генерал губернаторстве). Эти поселения будут примыкать к имеющимся на сегодняшний день благоприятно расположенным центральным пунктам и будут находиться под защитой опорных пунктов СС и полиции более высокого порядка. ...

1. Онемечивание

Марки и опорные пункты должны быть онемечены в течение 25 30 лет. В частности, ниже приведены нормы, выполнение которых на территориях, заселяемых в первую очередь, обязательно.

Городское население Ингерманландии в будущем составит 200000 (1939 г. – 3200000). Численность жителей городов Готенгау будет сокращена до 650000 (1939 г. – 790000).

а) в сельской местности

Учитывая качество земель и экономическое положение заселяемых областей, обеспечение достойного уровня жизни крестьян возможно только в случае, если на каждый двор будет приходиться от 40 до 100 га сельхозугодий, на крупное земельное хозяйство – 250 га и более. Для крупных хозяйств отводится 15–20% «хороших» земель общего фонда и 20–25% «средних» земель.

Численность населения, занятого в лесном хозяйстве, устанавливается по 6 человек на 100 га леса, населения, не занятого ни в сельском, ни в лесном хозяйстве – 3 человека на каждые 100 га сельхозугодий при 10% жителей центральных деревень, занятых в сельском или лесном хозяйстве. Доля не имеющих профессии составит от 8% до 10% населения не занятого в сельском хозяйстве.

б) в городах

Квоты на онемечивание в городах будут выполняться за счет руководящего слоя городского населения: административные и самые важные производственные посты займет немецкий человек. Оставшееся народно чуждое население будет рассредоточено в пределах более низких социальных слоев.

2. Балансовый расчет поселенцев

а) Потребности в поселенцах

Из расчета периода в 25–30 лет для заселения марок и опорных пунктов понадобится следующее количество немецких людей:

Город:

1666226 чел.

Село:

679578 чел.

Итого:

345805 чел.

(см. в приложение Карту I и Таблицу II)

б) Ресурсы для удовлетворения потребностей

Потребности марок и опорных пунктов в немецком человеке, несомненно, будут удовлетворены, что явствует из взятых за основу расчетов Генерального плана «Ост».

Например, на нужды 25 летнего периода заселения Восточных областей определено следующее количество немцев, или германцев:

1) Поселенцы из коренных земель Рейха*:

3990000 чел.

2) Переселенцы из временных лагерей (20000 раз по 5 человек):

100000 чел.

3) Рассеянная немецкая народность Приднестровья и Юго Востока, а также избыток народонаселения из Баната, Бачки и Трансильвании:

500000 чел.

4) Этнические немцы («фольскдойче») из за океана:

160000 чел.

5) Германские поселенцы из Северной и Западной Европы:

150000 чел.

Итого:

3900000 чел.

В указанное здесь общее число переселенцев из коренных земель Рейха входят следующие категории:

а) 110000 мужчин и 110000 женщин готовых вступить в брак и переселиться на Восток по окончании войны:

220000 чел.

б) 220000 крестьянских семей, которые будут переселены в процессе урегулирования положения в перенаселенных аграрных областях в пределах старых границ Рейха (220000 семей по 3,5 человека):

770000 чел.

в) Естественный ежегодный прирост в 20000 поселенческих семьях (20000 семей по 2 человек в год в течение 25 лет):

1000000 чел.

Городское население – ежегодно по 2‰ на первых порах:

2000000 чел.

Итого:

3990000 чел.

Сюда же относится пока еще не определенное число российских немцев. Кроме того, нужно принимать во внимание, что путем систематического индивидуального отбора и селекции негерманской народности можно получить от:

Прибалтийских народов (эстонцы: более 50%, латыши: до 50%, литовцы: до 15%):

650–750 тыс. чел.

Гурали

80000 чел.

Итого приблизительно:

750000 чел.

Таким образом, совокупное число имеющихся в распоряжении поселенцев составляет 5,56 миллионов человек.

В приведенном выше расчетном балансе не учтены следующие факторы:

1. Перемещение людей между городами в ходе перестановки производственных и административных кадров.

2. Освобождение работников, занятых в административной и хозяйственной деятельности, вследствие упрощения и рационализации системы управления.

3. Расширение слоя поселенческой молодежи на селе в результате деятельности «Земельной службы» (Landdienst).

Указанная общая численность имеющихся в распоряжении поселенческих сил покрывает потребности марок и опорных пунктов, а также, присоединенных Восточных областей.

Потребности марок и опорных пунктов:

3,345 млн чел.

Потребности присоединенных Восточных областей:

1,5 млн чел.

Итого:

4,845 млн чел.

3. Отношение к переселяемым народам

Так как сейчас невозможно отказаться от сотрудничества с коренным населением Восточных областей, создаваемый на этом пространстве народный порядок должен быть нацелен на умиротворение местных жителей. Это умиротворение будет достигнуто за счет того, что необходимая подготовка предназначенной для поселения немецкого человека земли будет проводиться не посредством эвакуации, как предполагалось ранее, а путем переселения прежних обитателей на другие колхозные и совхозные земли с одновременным предоставлением им права пользования земельными угодьями. Такое переселение должно быть увязано с разумным отбором по принципу личных заслуг, и оно должно идти рука об руку с социальным продвижением положительных сил чуждой народности.

Распоряжение начальника штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии о военной подсудности в районе «Барбаросса» и об особых полномочиях войск

...Подсудность военным судам служит в первую очередь сохранению воинской дисциплины. Расширение района военных действий на Востоке, формы, которые вследствие этого примут боевые действия, а также особенности противника делают необходимым, чтобы военные суды ставили перед собой только те задачи, которые при их незначительном штате для них посильны во время хода боевых действий и до замирения покоренных областей, т. е. ограничили бы свою подсудность рамками, необходимыми для выполнения своей основной задачи. Это, однако, будет возможно лишь в том случае, если войска сами беспощадно будут себя ограждать от всякого рода угроз со стороны гражданского населения.

Соответственно этому для района «Барбаросса» (район военных действий, тыл армии и район политического управления) устанавливаются следующие правила:

I.

1. Преступления враждебных гражданских лиц впредь до дальнейших распоряжений изымаются из подсудности военных и военно-полевых судов.

2. Партизаны должны беспощадно уничтожаться войсками в бою или при преследовании.

3. Всякие иные нападения враждебных гражданских лиц на вооруженные силы, входящих в их состав лиц и обслуживающий войска персонал также должны подавляться войсками на месте с применением самых крайних мер для уничтожения нападающего.

4. Там, где будет пропущено время для подобных мероприятий или где они сразу были невозможны, заподозренные элементы должны быть немедленно доставлены к офицеру. Последний решает, должны ли они быть расстреляны.

В отношении населенных пунктов, в которых вооруженные силы подверглись коварному или предательскому нападению, должны быть немедленно применены распоряжением офицера, занимающего должность не ниже командира батальона, массовые насильственные меры, если обстоятельства не позволяют быстро установить конкретных виновников.

5. Категорически воспрещается сохранять заподозренных для предания их суду после введения этих судов для местного населения.

6. В местностях, достаточно замиренных, главнокомандующие армейскими группами вправе по согласованию с соответствующими командующими военно-морскими и военно-воздушными силами устанавливать подсудность гражданских лиц военным судам.

Для районов политического управления распоряжение об этом отдается начальником штаба верховного главнокомандования вооруженных сил.

II. ОТНОШЕНИЕ К ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШЕННЫМ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ОБСЛУЖИВАЮЩИМ ПЕРСОНАЛОМ ПО ОТНОШЕНИЮ К МЕСТНОМУ НАСЕЛЕНИЮ

1. Возбуждение преследования за действия, совершенные военнослужащими и обслуживающим персоналом по отношению к враждебным гражданским лицам, не является обязательным даже в тех случаях, когда эти действия одновременно составляют воинское преступление или проступок....

3. ... Судебный начальник предписывает судебное рассмотрение дела лишь в том случае, если это требуется по соображениям поддержания воинской дисциплины и обеспечения безопасности войск. Это относится к тяжелым проступкам, связанным с половой распущенностью, с проявлением преступных наклонностей, или к проступкам, могущим привести к разложению войск. Не подлежат, как правило, смягчению приговоры за бессмысленное уничтожение помещений и запасов или других трофеев во вред собственным войскам. Предложение о привлечении к уголовной ответственности в каждом случае должно исходить за подписью судебного начальника.

4. При осуждении предлагается чрезвычайно критически относиться к достоверности показаний враждебных гражданских лиц....

С окончанием периода маскировки настоящее распоряжение сохраняет гриф «совершенно секретно».

По поручению Начальник штаба

верховного главнокомандования

вооруженных сил Кейтель

Инструкция уполномоченного по продовольствию и сельскому хозяйству статс-секретаря Бакке о поведении должностных лиц на территории СССР, намеченной к оккупации (Так называемые «Двенадцать заповедей поведения немцев на Востоке и их обращения с русскими».)

...

1.

Для вас, работников, которые направляются на Восток, главное состоит в том, что все решает работа. Поэтому я требую от вас упорной и неустанной деятельности.

2.

Не бойтесь решений, которые могут оказаться ошибочными. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Важны не отдельные ошибки, а работа. Тот, кто из-за боязни ответственности ничего не делает, не нужен нам.

3.

Вам предоставляется единственная в своем роде возможность овладеть делом и проявить свою волю к труду, свои знания, свои способности. ...Для разрешения поставленных на Востоке задач требуется, однако, чтобы вы не подходили к вещам с узкой западноевропейской меркой. Вы облечены высочайшим доверием ваших начальников. Вы должны оправдать это доверие. назначенные мною инспектора будут только в случае необходимости проверять отдельные мероприятия, в основном же следить за тем, доказываете ли вы умение работать.

4.

Я требую от вас подлинного руководства....Короткие, ясные указания подчиненным — в форме приказа. Никаких объяснений и обоснований, пусть русские видят в наших работниках руководителей. Товарищество между немцами, ответственность перед вышестоящими, авторитет для подчиненных. Если у вас имеются основания быть недовольными поведением какого-либо немца, не обнаруживайте этого перед русскими. Сознание своей ответственности, никакого угнетения подчиненных, наоборот, предоставить им полную свободу, чтобы они могли проявить себя. Всегда держаться замкнуто по отношению к русским. По отношению к русским следует настаивать даже на ошибке, допущенной немцем. Не копировать слепо немецкие порядки и организации.

5.

Важно всегда иметь перед собой конечную цель. Вы должны быть особенно упорными в достижении своей цели. ... Поэтому вы не должны быть особенно строгими к ошибкам ваших подчиненных, а должны постоянно направлять их на путь достижения цели.

6.

...Вы должны уяснить себе, что вы на целые столетия являетесь представителями великой Германии и знаменосцами национал-социалистской революции и новой Европы. Поэтому вы должны с сознанием своего достоинства проводить самые жесткие и самые беспощадные мероприятия, которых потребует от вас государство...

7.

....

8.

Не разговаривайте, а действуйте. Русского вам никогда не переговорить и не убедить словами. Говорить он умеет лучше, чем вы, ибо он прирожденный диалектик и унаследовал «склонность к философствованию». ....Не применяйте здесь никаких немецких масштабов и не вводите немецких обычаев, забудьте все немецкое, кроме самой Германии. Особенно не будьте мягки и сентиментальны. ... будьте всегда мужественны, сохраняйте вашу нордическую стойкость. Только ваша воля должна быть решающей, однако эта воля должна быть направлена на выполнение больших задач. Только в таком случае она будет нравственна и в своей жестокости.

Держитесь подальше от русских, они не немцы, а славяне. Не устраивайте никаких попоек с русскими. Не вступайте ни в какие связи с женщинами и девушками подчиненных вам предприятий. Если вы опуститесь до их уровня, то потеряете свой авторитет в глазах русских. Исходя из своего многовекового опыта, русский видит в немце высшее существо. Заботьтесь о том, чтобы сохранить этот авторитет немца. Поднимайте его своими спокойными, деловыми приказами, твердыми решениями, высмеиванием дебатирующих и невежд.

Остерегайтесь русской интеллигенции, как эмигрантской, так и новой, советской. Эта интеллигенция обманывает, она ни на что не способна, однако обладает особым обаянием и искусством влиять на характер немца. Этим свойством обладает и русский мужчина и еще в большей степени русская женщина.

9.

Не заражайтесь коммунистическим духом. Русская молодежь на протяжении двух десятилетий воспитывалась в коммунистическом духе. Ей незнакомо иное воспитание. Поэтому было бы бессмысленно наказывать за прошлое. Мы не хотим обращать русских на путь национал-социализма, мы хотим только сделать их орудием в наших руках. Вы должны покорить молодежь, указывая ей ее задачи, энергично взяться за нее и беспощадно наказывать, если она саботирует или не выполняет этих задач. Проверка и расследование прошлого и разбор ходатайств отнимут у вас время, необходимое для выполнения ваших немецких задач. Вы не судебные следователи и не стена плача.... Пресекайте взяточничество, будьте сами всегда неподкупны и корректны.

10.

Мы не несем русским никакой новой религии. По своей натуре русский религиозен и суеверен, с этим вы должны считаться. Однако разрешение религиозных вопросов не входит в круг ваших задач.

11.

В течение столетий русский человек испытывает нищету, голод и лишения. Его желудок растяжим, поэтому никакого ложного сочувствия к нему, не пытайтесь вносить изменения в образ жизни русских, приспосабливая его к немецкому жизненному стандарту.

12.

Вы полностью предоставлены самим себе, поэтому не должно быть никаких жалоб и взываний о помощи в высшие инстанции Помогай себе сам, тогда и бог поможет тебе.

Из «Зеленой папки» Геринга.

ГЛАВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

I. Согласно приказам фюрера, необходимо принять все меры к немедленному и возможно более полному использованию оккупированных областей в интересах Германии. …

II. Использование подлежащих оккупации областей должно проводиться в первую очередь в области продовольственной и нефтяной отраслей хозяйства. Получить для Германии как можно больше продовольствия и нефти — такова главная экономическая цель кампании. …Что касается рода и объема промышленного производства оккупированных областей, которые надлежит сохранить, восстановить или организовать вновь, это следует также определить в самую первую очередь в соответствии с требованиями, которые ставит использование сельского хозяйства и нефтяной промышленности для германской военной экономики.

… Совершенно неуместна точка зрения, будто оккупированные области должны быть возможно скорее приведены в порядок, а экономика их — восстановлена. Напротив, отношение к отдельным частям страны должно быть дифференцированным. Развитие хозяйства и поддержание порядка следует проводить только в тех областях, где мы можем добыть значительные резервы сельскохозяйственных продуктов и нефти. А в остальных частях страны, которые не могут прокормить сами себя, г. е. в Средней и Северной России, экономическая деятельность должна ограничиваться использованием обнаруженных запасов…

III. Для отдельных отраслей работы предусмотрено следующее:

а) Продовольствие и сельское хозяйство.

1. Первой задачей является возможно более полное обеспечение снабжения германских войск продовольствием за счет оккупированных областей, чтобы таким образом облегчить продовольственное положение в Европе и разгрузить транспорт. Всю потребность германской армии в овсе покрывать за счет областей Средней России, которые являются главным поставщиком овса, если нельзя его доставить из других оккупированных областей. В Южной России вместо овса следует употреблять ячмень и кукурузу.

2. При обеспечении продовольствием главное внимание следует уделить местному производству масличных и зерновых культур. Имеющиеся в южных областях излишки и запасы зерновых должны быть сохранены всеми средствами; необходимо следить за правильным ходом уборочных работ; решительно препятствовать утечке продовольствия в потребляющие области Средней и Северной России, если исключения не оговорены особым распоряжением, или если это не вызывается нуждами снабжения армии.

б) …Особое место займет вопрос о снабжении сельского хозяйства горючим для тракторов. От этого зависят сбор урожая и осенние сельскохозяйственные работы. До окончания этих работ все перевозки внутри оккупированной области выполняются раньше вывоза продукции в Германию.

в) Те виды промышленности, которые обеспечивают в интересах Германии развитие сельского хозяйства и добычу нефти и сырья, должны быть выдвинуты на первое место и быстро восстановлены. О восстановлении предприятий, вырабатывающих товары широкого потребления, в особенности в южных областях, вопрос будет решен позднее.

г) В интересах Германии особое внимание следует уделить следующим работам по восстановлению транспорта:

1. Дорожному строительству в южных областях и на узловых участках.

2. Строительству железнодорожных путей, в особенности созданию двухколейных путей на важнейших магистралях.

3. Исправлению каналов и перегрузочных сооружений на внутренних водных путях, в особенности на путях, соединяющих север и юг.

4. Восстановлению портовых сооружений. …Удовлетворение заявок на рабочую силу не должно идти в ущерб сельскохозяйственным работам. Рабочих следует забирать из городов или из числа промышленных рабочих.

д) Об остальной промышленной продукции:

1. Использование других отраслей промышленности, включая также и военную, возможно лишь постольку, поскольку это не будет препятствовать выполнению предстоящих главных экономических задач.

2. В рамках этого использования отраслей промышленности преимущество предоставляется военной промышленности.

3. В потребляющих областях Северной и Средней России следует учитывать возможность сокращения промышленного производства вследствие переселения рабочих в сельские местности.

4. Предприятия, расположенные в производящих сельскохозяйственных областях, которые пока бездействуют, должны быть сохранены в пригодном к эксплуатации состоянии.

ж) Безработные в промышленных городах, не переселяющиеся в села, должны быть возможно быстрее, через специально для этой цели создаваемую организацию, использованы для восстановления и улучшения транспорта на важных для немецкой военной экономики путях сообщения или заняты другой подобной деятельностью в интересах Германии.

IV. Для обеспечения экономического успеха в интересах Германии необходимо привлекать к сотрудничеству в возможно более широком масштабе руководящих работников хозяйственных комиссариатов, главных управлений и других хозяйственных организаций, а также руководителей сельскохозяйственных и промышленных предприятий (конечно, не работников с чисто политическими задачами). Их дальнейшая судьба будет решена позже. Решающим моментом прежде всего является деятельность экономического аппарата, служащего немецким интересам, при наименьшей затрате немецких сил…

Из речи рейхслейтера Розенберга о политических целях Германии в предстоящей войне против Советского Союза и планах его расчленения 20 июня 1941 г.

...Имеются две противостоящие друг другу концепции германской политики на Востоке: ...Одна точка зрения считает, что Германия вступила в последний бой с большевизмом и этот последний бой в области военной и политической нужно довести до конца; после этого наступит эпоха строительства заново всего русского хозяйства и союз с возрождающейся национальной Россией. Этот союз будет означать образование на все будущие времена континентального блока и будет неуязвим.

Это было бы особенно удачным сочетанием потому, что Россия аграрная, а Германия — индустриальная страна, и поэтому они успешно могут противостоять капиталистическому миру. Это было обычным взглядом многих кругов до сих пор. Мне думается, я уже на протяжении 20 лет не скрываю, что являюсь противником этой идеологии...

...Сегодня же мы ищем не «крестового похода» против большевизма только для того, чтобы освободить «бедных русских» на все времена от этого большевизма, а для того, чтобы проводить германскую мировую политику и обезопасить Германскую империю. Мы хотим решить не только временную большевистскую проблему, но также те проблемы, которые выходят за рамки этого временного явления, как первоначальная сущность европейских исторических сил. Сообразно с этим, мы должны сегодня систематически сознавать наше будущее положение. Война с целью образования неделимой России поэтому исключена. Замена Сталина новым царем или выдвижение на этой территории какого-либо другого национального вождя — все это еще более мобилизовало бы все силы против нас. Вместо этой, имеющей, правда, до сих пор распространение идеи единой России выступает совершенно иная концепция восточного вопроса...

...Задачи нашей политики, как мне кажется, должны поэтому идти в том направлении, чтобы подхватить в умной и целеустремленной форме стремление к свободе всех этих народов и придать им определенные государственные формы, то есть органически выкроить из огромной территории Советского Союза государственные образования и восстановить их против Москвы, освободив тем самым Германскую империю на будущие века от восточной угрозы.

Четыре больших блока должны будут оградить нас и одновременно продвинуть далеко на восток сущность Европы:

1. Великая Финляндия.

2. Прибалтика.

3. Украина.

4. Кавказ...

...Нет, однако, оснований к тому, чтобы это порабощение могло быть вечным божественным законом. Целью германской восточной политики по отношению к русским является то, чтобы эту первобытную Московию вернуть к старым традициям и повернуть лицом снова на восток. Сибирские пространства огромны и в центральной части плодородны. Многие революционеры, которые были сосланы русским царским правительством в Сибирь, были превосходными людьми. Сибирские полки считались в русском государстве особенно хорошими. Даже если русских оттеснить от тех пространств, которые не принадлежат им, у них останется большее пространство, чем когда-либо было у любого европейского народа. Обеспечение продовольствием германского народа в течение этих лет несомненно будет главнейшим германским требованием на Востоке, южные области и Северный Кавказ должны будут послужить компенсацией в деле обеспечения продовольствием германского народа.

Мы не берем на себя никакого обязательства по поводу того, чтобы кормить русский народ продуктами из этих областей изобилия. Мы знаем, что это является жестокой необходимостью, которая выходит за пределы всяких чувств. Несомненно, что необходимо будет провести очень большую эвакуацию и для русских предстоят очень тяжелые годы. Насколько нами еще должна быть оставлена промышленность (вагоностроительные заводы и г. д.), это будет решено позднее. Для германского государства и его будущего трактовка и проведение этой политики на собственной русской территории представляют собой огромные политические и отнюдь не негативные задачи, какими они, возможно, могут казаться, когда в них будут видеть только жестокую необходимость эвакуации.

Поворот русской динамики на восток является задачей, которая требует сильных характеров. Возможно, будущая Россия одобрит когда-нибудь это решение, конечно, не в ближайшие 30 лет, а лет 100 спустя, так как ведущаяся до настоящего времени борьба в течение последних 200 лет разрывала русскую душу... Если русские теперь будут изолированы от Запада, тогда они, возможно, вспомнят о своих первоначальных силах и о том пространстве, к которому они принадлежат. Возможно, по истечении столетий какой-либо историк будет трактовать это решение иначе, чем сегодня это кажется возможным для русского....

Рейхскомиссариат Прибалтики будет иметь четыре генеральных комиссариата (из них три будут называться ландесхауптманшафтен), которые в свою очередь будут соответственно подразделены. ... Здесь будет создана между собственно Эстонией и Россией полоса населения эстонцев и латвийцев, которые трудолюбиво выполняют свои обязанности и жизненные интересы которых связаны с Германией, так как любое нападение со стороны России было бы для них гибелью. ... Непосредственно к этой границе примыкает белорусская как центр сосредоточения всех социально опасных элементов, который будет содержаться подобно заповеднику. Эта область получит со временем право некоторой автономии. В отличие от обозначения Эстонии, Латвии и Литвы как ландесхауптманшафтен Белоруссия будет называться генеральным комиссариатом. Этот рейхскомиссариат будет занимать площадь в 550 тыс. кв. км с населением в 19,3 млн. человек.

Украинские границы охватывают собственно Украину, включая области Курска, Воронежа, Тамбова, Саратова. ... Черноземная область, являющаяся самой плодородной областью России, может совершенно спокойно быть отнесенной к украинскому правительству, однако это не является окончательным решением вопроса.

Украина будет разделена на 8 генеральных комиссариатов с 24 главными комиссариатами Она занимает площадь в 1,1 млн. кв. км с населением в 59,5 млн. человек. На Кавказе границы тянутся восточнее Волги, затем южнее Ростова. Остальные существовавшие государственные границы по-прежнему проходят вдоль Турции и Ирана.

Эта область имеет площадь больше 500 тыс. кв. км и 18 млн. жителей. Она будет разделена на 6 генеральных комиссариатов. Остальная территория является собственно Россией Она занимает 2,9 млн. кв. км с населением в 50—60 млн.человек. Области, обозначенные здесь вверху белой краской, являются почти ненаселенными. То, что мы должны сделать, чтобы руководить и сохранить эти области, является задачей, которую наше поколение, должно быть, не сможет решить окончательно, это будет задачей столетий ..

.. ...Итак, перед нами стоят две гигантские задачи:

1) Обеспечить продовольственное снабжение и военное хозяйство Германии,..., и

2) Навсегда освободить Германию от политического давления с Востока. ...

Из протокольной записи совещания Гитлера с руководителями фашистского рейха о целях войны против Советского Союза. 16 июля 1941 г.

По распоряжению фюрера сегодня в 15 час. у него имело место совещание с рейхслейтером Розенбергом, рейхсминистром Ламмерсом, фельдмаршалом Кейтелем, рейхсмаршалом и со мною....

Во вступительном слове фюрер подчеркнул, что он хочет установить несколько основных положений. ...

Теперь является важным, чтобы мы не раскрывали своих целеустановок перед всем миром. Это к тому же вовсе не нужно. Главное, чтобы мы сами знали, чего мы хотим. ...Мотивировка перед миром наших действий должна, следовательно, исходить из тактических соображений.....

Итак, мы снова будем подчеркивать, что мы были вынуждены занять район, навести в нем порядок и установить безопасность. Мы были вынуждены в интересах населения заботиться о спокойствии, пропитании, путях сообщения и г. п Отсюда и происходит наше регулирование. Таким образом, не должно быть распознано, что дело касается окончательного регулирования. Все необходимые меры — расстрелы, выселения и г. п. мы, несмотря на это, осуществляем и можем осуществлять.

Мы, однако, отнюдь не желаем превращать преждевременно кого-либо в своих врагов. Поэтому мы пока будем действовать так, как если бы мы намеревались осуществлять мандат. Но нам самим при этом должно быть совершенно ясно, что мы из этих областей никогда уже не уйдем.

Исходя из этого, речь идет о следующем:

1. Ничего не строить для окончательного урегулирования, но исподтишка подготовить все для этого.

2 Мы подчеркиваем, что мы приносим свободу.

В частности:

Крым должен быть освобожден от всех чужаков и заселен немцами. Точно так же австрийская Галиция должна стать областью Германской империи. В настоящее время наши взаимоотношения с Румынией хороши, но никто не знает, как эти отношения сложатся в будущем. ...

В основном дело сводится к тому, чтобы освоить огромный пирог, с тем чтобы мы, во-первых, овладели им, во-вторых, управляли и, в-третьих, эксплуатировали.

Русские в настоящее время отдали приказ о партизанской войне в нашем тылу. Эта партизанская война имеет и свои преимущества: она дает нам возможность истреблять все, что восстает против нас.

Самое основное: Создание военной державы западнее Урала никогда не должно снова стать на повестку дня, хотя бы нам для этого пришлось воевать сто лет. ...Железным законом должно быть: «Никогда не должно быть позволено, чтобы оружие носил кто-либо иной, кроме немцев!».

Это особенно важно. Даже если в ближайшее время нам казалось бы более легким привлечь какие-либо чужие, подчиненные народы к вооруженной помощи, это было бы неправильным. Это в один прекрасный день непременно и неизбежно обернулось бы против нас самих. Только немец вправе носить оружие, а не славянин, не чех, не казак и не украинец. ...

Даже в тех случаях, когда мы отделяем некоторые районы, мы всегда обязаны выступать в роли защитников права и населения. Соответственно этому уже сейчас нужно избрать необходимые формулировки. Мы говорим не о новой области империи, а о необходимой задаче, выдвинутой войной. ...

Рейхслейтер Розенберг подчеркивает, что, по его мнению, в каждой области (комиссариате) должно быть разное отношение к населению. На Украине мы должны были бы выступить с обещаниями в области культуры, мы должны были бы пробудить историческое самосознание украинцев, должны были бы открыть университет в Киеве и г. п.

Рейхсмаршал возражает, указывая на то, что мы в первую очередь должны обеспечить себе пропитание, все остальное могло бы быть гораздо позже.

(Побочный вопрос: имеется ли вообще еще культурная прослойка на Украине или украинцы, принадлежащие к высшим классам, имеются лишь вне современной России в качестве эмигрантов?)

Розенберг продолжает: на Украине тоже следует развивать известные стремления к самостоятельности.

Рейхсмаршал просит фюрера сообщить, какие районы обещаны другим государствам.

Фюрер отвечает, что Антонеску хочет получить Бессарабию и Одессу с коридором, ведущим от Одессы на запад, северо-запад. На возражения Розенберга и рейхсмаршала фюрер указывает, что испрашиваемая Антонеску граница мало выходит за пределы старой румынской границы. Фюрер подчеркивает, что мадьярам, туркам и словакам не было дано никаких определенных обещаний.

Фюрер затем ставит на обсуждение вопрос, не следует ли немедленно передать губернаторству староавстрийскую часть Галиции. После обмена мнениями фюрер решает не передавать этой части губернаторству, а только подчинить ее по совместительству рейхсминистру Франку (резиденция во Львове). ...

Точно так же должен стать областью империи Крым с прилегающими районами (область севернее Крыма). Эти прилегающие районы должны быть как можно больше.

Розенберг высказывает свои сомнения в части проживающих там украинцев.

(Попутно: многократно замечалось, что Розенберг слишком много уделяет внимания украинцам. Он хочет также значительно увеличить старую Украину.)

...Рейхслейтер Розенберг поставил затем вопрос об обеспечении управления.

Фюрер обращается к рейхсмаршалу и фельдмаршалу, говоря, что он всегда настаивал на том, чтобы полицейские полки получили танки. Для применения полиции в новых восточных областях это чрезвычайно нужно, так как, имея соответствующее количество танков, полиция могла бы многое сделать. Впрочем, подчеркивает фюрер, силы обеспечения безопасности, естественно, весьма малы. Однако рейхсмаршал переместит свои учебные аэродромы в новые области, и, если это будет нужно в случае восстания, даже Ю-52 смогут сбрасывать бомбы.Гигантское пространство, естественно, должно быть как можно скорее замирено. Лучше всего этого можно достигнуть путем расстрела каждого, кто бросит хотя бы косой взгляд.

Фельдмаршал Кейтель подчеркивает, что надо сделать местное население ответственным за свои собственные дела, так как, естественно, невозможно ставить охрану для каждого сарая, для каждого вокзала. Местные жители должны знать, что будет расстрелян всякий, кто проявляет бездействие, и что они будут привлекаться к ответственности за всякий проступок. На вопрос рейхслейтера Розенберга фюрер ответил, что нужно возродить газеты, например, и для Украины, чтобы получить возможность влиять на местное население...

Из замечаний и предложений Ветцеля по генеральному плану «Ост» 27 апреля 1942 г.

Еще в ноябре 1941 г. мне стало известно, что главное управление имперской безопасности работает над генеральным планом «Ост». Ответственный сотрудник главного управления имперской безопасности штандартенфюрер Элих назвал мне уже тогда предусмотренную в плане цифру в 31 млн. человек ненемецкого происхождения, подлежащих переселению. ...

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПЛАНУ «ОСТ»

По своей конечной цели, а именно запланированному онемечиванию рассматриваемых территорий на Востоке, план следует одобрить. ...

... В настоящее время уже можно более или менее определенно установить в качестве восточной границы колонизации (в ее северной и средней части) линию, проходящую от Ладожского озера к Валдайской возвышенности и далее до Брянска. Будут ли внесены эти изменения в план со стороны командования войск СС, я не берусь судить.

Во всяком случае, надо предусмотреть, что количество людей, подлежащих согласно плану переселению, должно быть еще более увеличено. ... Согласно плану на данной территории должны остаться 14 млн. местных жителей. Однако утратят ли они свои национальные черты и подвергнуться ли в течение предусмотренных 30 лет онемечиванию — более чем сомнительно, так как, опять-таки согласно рассматриваемому плану, число немецких переселенцев очень незначительно....Нельзя, однако, также упускать из виду, что, с другой стороны, значительная часть населения, особенно из западной части империи, резко отвергает переселение на Восток, даже в Вартскую область, в район Данцига и в Западную Пруссию...

Генеральный план «Ост» предусматривает, что после окончания войны число переселенцев для немедленной колонизации восточных территорий должно составлять... 4550 тыс. человек. Это число не кажется мне слишком большим, учитывая период колонизации равным 30 годам. Вполне возможно, что оно могло бы быть и больше. Ведь надо иметь в виду, что эти 4550 тыс. немцев должны быть распределены на таких территориях, как область Данциг, Западная Пруссия, Вартская область, Верхняя Силезия, генерал-губернаторство, Юго-Восточная Пруссия, Белостокская область, Прибалтика, Ингерманландия, Белоруссия, частично также области Украины... Если принять во внимание благоприятное увеличение населения за счет повышения рождаемости, а также в известной степени прилив переселенцев из других стран, населенных германскими народами, то можно рассчитывать на 8 млн. немцев для колонизации этих территорий за период примерно в 30 лет. Однако этим не достигается предусмотренная планом цифра в 10 млн. немцев.

На эти 8 млн. немцев приходится по плану 45 млн. местных жителей ненемецкого происхождения, из которых 31 млн. должен быть выселен с этих территорий. Если мы проанализируем предварительно намеченную цифру в 45 млн. жителей ненемецкого происхождения, то окажется, что местное население рассматриваемых территорий само по себе будет превышать количество переселенцев. На территории бывшей Польши насчитывается предположительно около 36 млн. человек 1. Из них надо исключить примерно 1 млн. местных немцев (Volksdeutsche). Тогда останется 35 млн. человек. Прибалтийские страны насчитывают 5,5 млн. человек. Очевидно, в генеральном плане «Ост» учитывается также бывшие советские Житомирская, Каменец-Подольская и частично Винницкая области в качестве территорий для колонизации. Население Житомирской и Каменец-Подольской областей насчитывает примерно 3,6 млн. человек, а Винницкой — около 2 млн. человек, так как значительная ее часть входит в сферу интересов Румынии. Следовательно, общее количество проживающего здесь населения составляет примерно 5,5—5,6 млн. человек. Таким образом, общее количество населения рассматриваемых областей составляет 51 млн. Количество людей, подлежащих согласно плану выселению, должно быть в действительности гораздо выше, чем предусмотрено. Только если учесть, что примерно 5—6 млн. евреев, проживающих на этой территории, будут ликвидированы еще до проведения выселения, можно согласиться с упомянутой в плане цифрой в 45 млн. местных жителей ненемецкого происхождения.

Однако из плана видно, что в упомянутые 45 млн. человек включены и евреи. Из этого, следовательно, вытекает, что план исходит из явно неверного подсчета численности населения. Кроме того, как мне кажется, в плане не учитывается, что местное население ненемецкого происхождения будет за период в 30 лет очень быстро размножаться... Учитывая все это, нужно исходить из того, что количество жителей ненемецкого происхождения на этих территориях значительно превысит 51 млн. человек. Оно составит 60—65 млн. человек.

Отсюда напрашивается вывод, что количество людей, которые должны либо остаться на указанных территориях, либо быть выселены, значительно выше, чем предусмотрено в плане. В соответствии с этим при выполнении плана возникнет еще больше трудностей. Если учитывать, что на рассматриваемых территориях останется 14 млн. местных жителей, как предусматривает план, то нужно выселить 46—51 млн. человек. Количество подлежащих переселению жителей, установленное планом в 31 млн. человек, нельзя признать правильным.

Дальнейшие замечания по плану:

План предусматривает переселение нежелательных в расовом отношении местных жителей в Западную Сибирь. ...

К ВОПРОСУ О БУДУЩЕМ ОБРАЩЕНИИ С РУССКИМ НАСЕЛЕНИЕМ

... Теперь можно с уверенностью сказать, что наши прежние антропологические сведения о русских, не говоря уже о том, что они были весьма неполными и устаревшими, в значительной Степени неверны. ...Эта точка зрения еще раз была подтверждена профессором доктором Абелем, бывшим 1-м ассистентом профессора Е. Фишера, который зимой этого года по поручению верховного главнокомандования вооруженных сил проводил подробные антропологические исследования русских...

Абель видел только следующие возможности решения проблемы: или полное уничтожение русского народа, или онемечивание той его части, которая имеет явные признаки нордической расы. ...Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Достижение этой исторической цели никогда не означало бы полного решения проблемы. Дело заключается скорей всего в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их. Только если эта проблема будет рассматриваться с биологической, в особенности с расово-биологической, точки зрения и если в соответствии с этим будет проводиться немецкая политика в восточных районах. появится возможность устранить опасность, которую представляет для нас русский народ.

... Эти пути вкратце заключаются в следующем:

а) Прежде всего надо предусмотреть разделение территории, населяемой русскими, на различные политические районы с собственными органами управления, чтобы обеспечить в каждом из них обособленное национальное развитие... Народам, населяющим эти районы, нужно внушить, чтобы они ни при каких обстоятельствах не ориентировались на Москву, даже в том. случае, если в Москве будет сидеть немецкий имперский комиссар...

Нет сомнения в том, что такое административное дробление русской территории и планомерное обособление отдельных областей является одним из средств борьбы с усилением русского народа.

б) Вторым средством, еще более действенным, чем мероприятия, указанные в пункте «а», является ослабление русского народа в расовом отношении. Онемечивание всех русских для нас невозможно и нежелательно с расовой точки зрения. Что, однако, можно и нужно сделать, так это отделить имеющиеся в русском народе нордические группы населения и произвести их постепенное онемечивание...

Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот для германского руководства. Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается, как свидетельствует вековая история этих областей, в руководстве. Если германскому руководству удастся не допустить сближения с русским населением и предотвратить влияние немецкой крови на русский народ через внебрачные связи, то вполне возможно сохранение германского господства в этом районе при условии, если мы сможем преодолеть такую биологическую опасность, как чудовищная способность этих примитивных людей к размножению.

в) ...Целью немецкой политики по отношению к населению на русской территории будет являться доведение рождаемости русских до более низкого уровня, чем у немцев. ... Пока мы заинтересованы в том, чтобы увеличить численность украинского населения в противовес русским. Но это не должно привести к тому, что место русских займут со временем украинцы. ... мы должны сознательно проводить политику на сокращение населения. Средствами пропаганды, особенно через прессу, радио, кино, листовки, краткие брошюры, доклады и г. п., мы должны постоянно внушать населению мысль о том, что вредно иметь много детей...

Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе. ...

Д-р Ветцель